Сервис может дать много весьма любопытной и полезной (что немаловажно) информации. Давайте для начала посмотрим на тепловую карту кликов – разберём, что это такое, для чего подобная «картинка» может использоваться. Продолжаем ставить опыты над нашим сайтом megagroup.ru.
1. Тепловая карта кликов
Итак, в главном меню Яндекс.Метрики (см.предыдущий выпуск) выбираем пункт «Поведение», подпункт «Карта кликов».
Перед нами – тепловая карта главной страницы. Как и в прошлый раз, картинка сжата, чтобы уместилась в формат рассылки. Нажав на ссылку под изображением, Вы можете увидеть его в развороте на весь экран. Открываем…
Это выглядит страшно и непонятно лишь на первый взгляд. На самом деле, всё просто. Точки (пункты меню), на которые кликают чаще – выделены красным. Точки, куда кликают меньше и реже – «холодная» сине-фиолетовая гамма.
Таким образом, тепловая карта наглядно показывает нам, что посетители сайта Мегагрупп.ру не только попадают на главную страницу, но и совершают многочисленные переходы далее (на внутренние страницы), активно используя пункты левого меню, верхнего меню, ссылки в основном текстовом поле страницы.
К этому можно добавить, что в процессе чтения статьи визитёры кликают мышкой на пустые поля слева и справа (непроизвольно или по привычке). Об этом свидетельствуют многочисленные синие точки (одиночные клики) по тем местам страницы, которые не содержат ссылок. Что ж, почти все мы страдаем примерно одинаковой болезнью :) Читая текст, мы продолжаем кликать мышкой на свободные зоны, словно готовясь пришпорить лошадь, чтобы рысью помчать дальше…
Кстати, вот интересная идея! Как Вы помните, в прошлом выпуске мы разбирали ситуацию с отказами от нашего сайта. Это пункт 7 основной части, где говорится про страницу «Для клиентов». Мы зафиксировали на ней очень высокий процент отказов от сайта Мегагрупп.ру, испугались этого, но в результате проведенного анализа предположили, что с данной страницы посетители никуда не уходят, они просто направляются по своим текущим делам в систему управления или кабинет пользователя Мегагрупп.ру.
А давайте проверим это с помощью тепловой карты! Если мы были правы в рассуждениях, карта однозначно должна подтвердить это. Запрашиваем у Яндекс.Метрики карту для этой страницы.
Ага! Всё точно! Смотрите на красную зону: предположение было верным на 100%. Наши партнёры заходят на стартовую страницу Мегагрупп.ру, жмут на ссылку «Для клиентов», совершают переход на эту страницу… Ярко-красный цвет ссылок чётко показывает, каков дальнейший путь визитёров.
Ну что ж, тепловая карта помогла нам завершить анализ, начатый в прошлый раз. Теперь мы полностью уверены, что высокий процент отказов на странице «Для клиентов» вызван именно переходами на домены www.oml.ru и cabinet.megagroup.ru. Мы предполагали, что люди также идут на help.megagroup.ru, но тепловая карта показала, что популярностью пользуются лишь две первые ссылки.
Пойдём дальше, время испытать следующий инструмент…
2. Карта путей по сайту
Чтобы построить такую карту, выбираем в меню пункт «Поведение», подпункт «Карта путей по сайту».
И эта картинка представляется сложной лишь на первый взгляд. Давайте двигаться слева направо, разбирая цвета. Итак… Красные стрелки – это переходы с поисковых систем. Соответственно, очень жирные красные стрелки – это визиты из поиска Яндекса и Google на главную страницу нашего сайта, тоненькая красная стрелка – входящий трафик на главную страницу с поиска Mail.ru. Жирная желтая стрелка, указывающая на главную страницу – это входы с закладок (то есть, визиты людей, которые ранее уже бывали на нашем сайте, добавили его себе в браузере в закладки). Оранжевые стрелки – трафик из систем контекстной рекламы. Как видите, мы используем контекстное продвижение и в Яндекс.Директ, и в Google Adwords, несмотря на то, что ключевые слова «создание сайтов», «разработка сайтов» весьма и весьма дорогие. Также Вы можете заметить, что посетители с контекста приходят не только на главную страницу, но и на внутренние (на каталог сайтов «Бизнес»). Мы учили Вас, что не надо в контекстной рекламе отправлять всех посетителей на главную страницу сайта, это не всегда оправданно. Как видите, сами мы поступаем точно так же: предлагаем визитёрам именно адресные страницы, соответствующие их запросам.
Ну, а что же такое зелёные стрелки? Это – внутренние переходы. Зелёные стрелки показывают нам, куда отправляются посетители, попавшие на сайт. В частности, мы можем увидеть на этой схеме, что огромный входящий поток (из поиска, из закладок, из контекста) «льётся» на главную страницу, но дальше пути людей расходятся. Кому-то нужно как раз на страницу «Для клиентов» (уже обсуждавшуюся дважды), кому-то – на прайс-лист.
Ну что ж, всё логично. И не так уж сложно оказалось при ближайшем-то рассмотрении. Прекрасно видно, откуда приходят пользователи, куда попадают, как движутся дальше.
Правда, здесь (для простоты анализа) мы взяли только кусочек карты (на самом деле она больше) и облегчили ситуацию, убрав из рассмотрения трафик из социальных сетей и трафик с почтовых рассылок (это делается с помощью подменю справа, снятием и установкой галочек). Мы поступили так, чтобы Вы смогли почувствовать логику построения карты, тогда уже с собственным сайтом разбираться будет проще.
Попробуйте построить такую карту для своего Интернет-представительства, хотя бы из интереса. Попробуйте менять период учёта данных (для этого есть переключатель «Неделя», «Месяц», «Квартал», «Год»).
Вам стало немного понятнее, как посетители движутся по Вашему сайту? Откуда приходят? Куда направляются? Отлично!
Ну что ж, пора и нам двигаться дальше.
3. Вебвизор – смотрим на сайт глазами посетителя
Здесь нам хотелось бы начать с отзыва на предыдущий выпуск рассылки. Как Вы знаете, обычно мы ставим отклики в топе номера, но теперь решили изменить собственным правилам.
Полезная информация, особенно для тех, кто не пользовался Метрикой.
Я пользуюсь достаточно давно, и одним из самых действенных инструментов для своего сайта вижу Вэбвизор... Наблюдая, как клиент судорожно (или не очень) мечется по странице, явно не находя чего-то, что ему нужно, самому становится неудобно, что именно ему нужной информации не хватает именно там, где он ее ищет. С этим инструментом фактически чувствуешь, почему посетитель ушел со страницы ни с чем, даже если провел на ней достаточно времени.
Крайне интересно было бы узнать Ваше мнение и о других возможностях Метрики.
Выделение жирным шрифтом сделали мы, чтобы усилить слова автора, чтобы было хорошо видно самое важное (спасибо за ценный отзыв, точнее ведь и не скажешь!). Вебвизор, встроенный в Яндекс.Метрику – отличная возможность улучшить юзабилити Вашего сайта. Особенно актуально это для сайтов с невысокой посещаемостью (где ценен каждый потенциальный заказчик) – владелец бизнеса может, используя видеозаписи визитов, пройти по сайту с одним посетителем, с другим, с третьим. Понять, где пользователи испытывают затруднения, где покидают веб-ресурс. При небольшой посещаемости Вы можете без труда просмотреть видеозапись каждого визита, определить уязвимые точки! Это великолепный способ сделать сайт более эффективным!
Как использовать Вебвизор? Для начала необходимо вызвать его через верхнее меню (подпункт «Вебвизор» мы пометили красной стрелкой).
При необходимости Вы можете добавить дополнительные условия (прежде, чем начинать видеопросмотр визитов). Например, попросить Вебвизор отфильтровать только тех посетителей, которые не достигли цели. Нас ведь больше всего интересуют те случаи, когда клиент не нашёл на сайте необходимую ему информацию, «отчислился» преждевременно.
Обратите внимание: первая красная стрелка показывает на фильтр «Добавить условие». Именно на эту «кнопку» нужно нажать, чтобы выбрать интересующие Вас визиты. По умолчанию (если не делать выбор, не включать фильтры) в списке Вы увидите абсолютно все визиты на сайт.
Вторая (маленькая) красная стрелка указывает на пункт «Не достигшие цели». Это на тот случай, если Вас интересуют именно посетители, которые не добрались до вожделенной цели, «устали» по дороге.
Итак, выбираем интересующий нас фильтр (или не используем его, чтобы получить все записи визитов), строим список:
Чтобы запустить видеозапись, нужно нажать на кнопку, на которую указывает красная стрелка. Вы получите возможность увидеть путь посетителя по сайту, от точки входа до точки выхода. Смотрите, анализируйте, делайте выводы. Улучшайте навигацию, юзабилити, чтобы как можно больше Ваших потенциальных клиентов достигали цели, делали заказ.
Итак, в общем и целом, мы рассмотрели набор инструментов Яндекс.Метрики, которые позволяют владельцу бизнеса (или вебмастеру) анализировать качество работы сайта. При желании и некоторой настойчивости можно узнать много интересного о собственном веб-ресурсе и о том, как «выжать» из него максимальную прибыль.
Искренне надеемся, что этот инструмент поможет Вам в работе.
Мы рассмотрели основные метрики, на которые нужно ориентироваться при анализе посещаемости сайта. Однако старайтесь не забывать: самое главное - это конверсия (полезное действие пользователя: заказ, сообщение в офис, переход на нужную страницу и т. д.).
В связи с этим хотим познакомить Вас с таким полезным инструментом, как установка целей в Яндекс.Метрике. Правильно определяя конверсионные действия на сайте, Вы сможете оценивать эффективность работы своего веб-представительства.
Рассмотрим простой пример. Мы хотим узнать, насколько активно посетители переходят на страницу “Оформить заказ” (расположенную по адресу site.ru/order).
1. Зайдём в “Настройки счетчика” - зелёная кнопка напротив ссылки на Ваш сайт.
2. Перейдите во вкладку “Цели” и нажмите кнопку “Добавить цель”.
3. Далее установите нужные параметры цели: название, условия, затем нажмите “Добавить”.
(!) Почему мы выбрали именно условие “совпадает”? Дело в том, что на нашем сайте могут оказаться другие страницы, адрес которых содержит слово “order”. В таком случае сервис посчитает перехода на все разделы, а не на единственную нужную нам site.ru/order, что исказит статистику. Это недопустимо.
Также Вы можете установить в качестве цели:
- определённое число просмотренных страниц: для оценки вовлечённости посетителей;
- событие (например, клик по определённой кнопке): для этого требуется знать html. Подробная информация о настройке событий представлена здесь https://yandex.ru/support/metrica/objects/reachgoal.html;
- составную цель. Допустим, Вы установили на сайте конверсионный маршрут: главная -> страница товара -> переход к заказу. С помощью составной цели можно узнать, следуют ли посетители предложенной Вами навигации или постоянно “сворачивают с пути”.
Теперь Метрика будет показывать нам количество достижений цели и процент конверсии (отношение тех, кто совершил желаемое действие, ко всем посетителям сайта в целом). Просмотреть отчёт можно во вкладке “Посещаемость” -> “Конверсия”.
По мере накопления статистики Вам может показаться, что число желающих сделать заказ недостаточно. Вероятно, на форму нельзя попасть из любой точки сайта. Или ссылка, ведущая на неё, блеклая, незаметная. Попробуйте разместить яркие кнопки на страницах с описанием товаров и - конечно же - следите за динамикой показателей.
Не помогло? А что если дело не в сайте, а в самой аудитории (гости приходят по информационным запросам, изначально не планируют что-либо заказывать)? Как проверить “качество” посетителей - мы будем рассказывать в дальнейшем.