+7 (499) 705-30-10
Заказать сайт
Блог. Университет Интернет-маркетинга
Новости. Знания. Технологии.
Назад
18.03.2014
1775

Нас всех завербовал Яндекс

1. Поисковые системы: сквозное слежение за пользователем

Здесь нужно понимать, что поисковая система не ставит задачу собрать полное досье на конкретного человека: мол, вот есть Василий Пупкин, вот его полное ФИО и дата рождения, вот все адреса почты, вот профили в социальных сетях, вот его физический адрес, номер паспорта, образец подписи, фото… Страшно? На самом деле, чтобы собрать такую информацию, даже не потребуется взламывать личный компьютер человека. Почти каждый из нас регистрируется в социальных сетях (где указывает ФИО, место учебы, работы) и делает привязку аккаунта к своему мобильному телефону (или привязку почты к мобильному телефону). Делает заказы в Интернет-магазинах, где указывает свой реальный адрес. Многие пользуются системами электронных платежей или переводов (Яндекс.Деньги, WebMoney, Рапида, Robokassa, PayPal и т.п.), для чего подтверждают личность (пересылают сканы паспорта). При ежедневной деятельности в онлайне мы оставляем «следы», которые (при желании) могут очень многое рассказать о человеке.
Но сейчас мы говорим немного о другом. Поисковые системы не столько интересуются отдельными личностями (с привязкой деятельности в Сети к реальным ФИО, месту жительства), сколько собирают обезличенную информацию о нас – для того, чтобы улучшить качество поиска. То есть, цель поисковой системы: дать нам (пользователям) более качественную выдачу по тем или иным запросам. Особенно актуально это стало в связи с уменьшением роли ссылочного ранжирования. Значит – настало время разбираться в методиках учёта других факторов.

Как Яндекс может понять, достаточно ли хороша выдача? Допустим, правильно ли сформирован ТОП-10 по какому-то запросу? Конечно же, это можно оценить по ряду показателей. Например, если пользователь вбил запрос, кликнул на первую же ссылку в выдаче, отправился на сайт (на тематическую страницу), провел там 10 минут, в итоге нажал кнопку «Купить», перешёл в корзину сайта и приступил к оформлению заказа - итог налицо. Человек совершил покупку – он достиг цели. Если, «покрутившись» по сайту, он вернулся на страницу поисковой выдачи Яндекса и пошёл на следующий веб-ресурс – значит, с первой попытки цели он не достиг. Человек опять будет разглядывать страницу сайта (уже второго), анализировать предложение и – в конце концов – либо перейдёт в корзину (оставит заявку), либо покинет сайт и вновь вернётся на страницу выдачи Яндекса, чтобы пойти по третьему кругу.
Разумеется, чтобы понять, что некий пользователь совершает все эти действия, нужно проследить весь его путь – от стартовой страницы Яндекса до страницы-корзины сайта (и обратно – в выдачу, если таковое случилось).

Поисковики следят за ВамиКакие инструменты есть у Яндекса для осуществления подобного контроля за человеком в Интернете?
Спешим «взбодрить»: если Вы пользуетесь Яндекс.Браузером, то вообще все Ваши действия в Сети известны поисковой системе :))) Куда бы Вы ни пошли, невидимый «попутчик» фиксирует Ваши перемещения. Однако не надо думать, что корень зла в Яндекс.Браузере. Если Вы используете Google Chrome, все Ваши «телодвижения» – также «на карандаше», только у конкурирующей поисковой системы. Более того, если Вы используете Mozilla FireFox, то – как правило – в ней есть встроенный поиск (либо Яндекса, либо Google). То есть, при Вашем движении по Сети всё равно отрабатывает скрипт, который может передавать поисковой системе обезличенную информацию о Ваших интересах.

Но и этим дело не ограничивается. Как мы сказали выше – контроль тотальный (сквозной):

- Счётчики Яндекс.Метрика, размещённые на сайтах, накапливают информацию: какой пользователь (с каким IP-адресом) пришёл на сайт, откуда пришёл, куда ушёл, сколько пробыл на данном сайте, как перемещался по страницам.
- Яндекс.Бар (инструментальная панель). Используя его, Вы попутно «докладываете» Яндексу обо всех своих ежедневных действиях.
- Виджеты и сервисы Яндекса. Ситуация аналогична использованию Яндекс.Бара.
- Сайты, на которых стоит код РСЯ (для трансляции объявлений Яндекс.Директа). Даже если на таких сайтах нет счётчика Яндекс.Метрика, они (сайты) собирают о пользователях всю необходимую поисковой системе статистическую информацию.
- Счётчики LiveInternet. Они установлены на очень многих сайтах. И могут дать поисковой системе первичную информацию для анализа: откуда пришёл человек, куда ушёл, чем интересовался (поисковые фразы).

К чему это? Давайте пока оставим вопрос без ответа, а просто запомним: поисковые системы из открытых источников могут получить весьма большой объем информации о ежедневной деятельности каждого пользователя Сети.
 

2. Крипта (Crypta), как средство дифференциации всего потока пользователей Сети на сегменты

Как-то раз мы уже коротенько рассказывали в нашей группе ВКонтакте о разработке Яндекса –технологии Crypta, которая довольно точно определяет пол и возраст пользователя Сети, его (её) интересы, сферу профессиональной деятельности, хобби.
К сожалению, сейчас мы не можем продемонстрировать работу Крипты каждому желающему. Раньше было достаточно перейти вот по этому адресу, чтобы узнать, что Крипта скажет лично о Вас, но сейчас демонстрация возможностей завершена. Осталась лишь ссылка, где можно подробно узнать о том, как работает Крипта.

-----
… Крипта основана на методе машинного обучения Матрикснет. Она учится определять аудиторию, исследуя поведение в интернете её типичных представителей… (с) Яндекс
-----

Крипта - личный детектив ЯндексаКонечно же, если некий пользователь ежедневно интересуется курсами валют и сводкой бизнес-новостей – это одна целевая аудитория, а если ищет «фильмы онлайн бесплатно» и «где скачать реферат» - другая. Подобная сегментация по интересам позволяет сформировать достаточно чёткие группы пользователей, получить представление не только о поле и возрасте человека, часах его активности в Сети, но и о сфере трудовой деятельности, хобби, даже платежеспособности, готовности делать заказы в Интернет-магазинах.

Здесь, кстати, вовсе не обязательно, чтобы наш гипотетический пользователь имел систему Яндекс.Деньги, а поисковая система регулярно «заглядывала» в кошелёк для проверки баланса. Просто, согласитесь, выглядит немного странно, когда человек, который сегодня вбивает в строку поиска «скачать игру бесплатно», «как откосить армию» завтра ВДРУГ начинает вводить запросы вида «купить элитную загородную недвижимость в ближайшем Подмосковье». А если такой пользователь из поисковой выдачи переходит на КОНКРЕТНЫЙ САЙТ и начинает там усердно листать страницы? Конечно, такое поведение навевает определённые подозрения - «искусственный разум» Яндекса начинает задумываться: а не накручивает ли данный конкретный сайт поведенческие факторы? Не собрался ли вылезти повыше в выдаче, приплачивая студентам и школьникам за перемещения по страницам?

И вот теперь настало время переходить к вещам, более важным и близким владельцам коммерческих сайтов. Эта тема интересная, но довольно объемная. Сегодня мы сложили половину мозаики, а полную картину увидим на следующей неделе.

Совет дня. Не нравится сквозное слежение за всеми Вашими действиями в Сети? Используйте анонимный поиск!

Поиск без последствийЦитата из лицензионного соглашения об использовании Яндекс.Браузера:

5.8. Пользователь настоящим уведомлен и соглашается, что при использовании Программы Правообладателю в автоматическом режиме анонимно (без привязки к Пользователю) передается следующая информация: тип операционной системы компьютера Пользователя, версия и идентификатор Программы, статистика использования функций Программы, а также иная техническая информация.

“...а также иная техническая информация” - при желании, под это определение можно подвести абсолютно любую информацию.

Далеко не каждый человек приходит в восторг, узнав, сколько сведений о нём передаётся “на сторону”, пусть и в обезличенной форме. Возникает опасение, что та же информация может собираться и в других целях, уже с личными данными человека.
Наверное, именно потому в последнее время стремительно растёт популярность анонимных поисковых систем, которые (как утверждается) не накапливают информацию о пользователях Интернета.
Если Вам не нравится слежка, если Вас не устраивает, что фиксируется вся история Ваших запросов - попробуйте использовать анонимный поиск:

www.duckduckgo.com

Рекомендуем прочитать
Как оформить главную страницу сайта
Оформление главной страницы сайта — важный и полезный, а ещё очень интересный процесс, в котором вы можете узнать много нового.  
Читать дальше ..
Почему отзывы важны для вашего бизнеса?
Как вы выбираете товары и услуги для себя, если перед вами — большой выбор? Как узнать, в каком из множества предложений есть то, что вам нужно? 
Читать дальше ..
Как начать продавать на Ozon
Об Ozon сегодня не слышал только самый ленивый. Это крупнейший российский маркетплейс, и с каждым годом его обороты только растут. Как начать продавать на Ozon сразу и выгодно, мы расскажем прямо сейчас.
Читать дальше ..
Что такое корпоративный сайт и для чего он нужен?
Сегодня мы поговорим о корпоративных сайтах — как они создаются и работают, какие есть нюансы и правила их создания и работы.
Читать дальше ..
Как начать продавать на Wildberries
Сегодня мы дадим вам краткий гайд о том, как начать продавать на Wildberries — грамотно, быстро и с пониманием дела.
Читать дальше ..
Как создать сайт, который будет работать?
Сегодня мы разберём по шагам, как действовать, чтобы создать сайт, который принесёт успех.
Читать дальше ..
Как оформить страницы сайта?
В этой статье речь пойдёт о том, как разместить текстовый контент в CMS так, чтобы страницы лучше продвигались, хорошо воспринимались и приводили на ваш сайт больше заинтересованных посетителей.   
Читать дальше ..
Клиенту дорого, что делать? Работа с возражениями по цене.
Сегодня будет минутка полезного маркетинга. Мы поделимся с вами лайфхаками, которые будут очень кстати в работе с клиентами, если цена ваших товаров или услуг вызывает у них вопросы.  
Читать дальше ..
SSL-сертификат — как и зачем использовать?
Какие опасные моменты могут встать на вашем пути и как от них защититься? Сегодня мы поговорим об SSL-сертификате — что это такое, откуда взялось и и как работает.
Читать дальше ..
Секреты составления цепляющих Title и Description
Метатеги Title и Description представляют сайт в поисковой выдаче, влияют на его посещаемость. Потенциальные клиенты видят эту информацию как название и анонс ресурса. 
Читать дальше ..
Хотите получать информацию от лидера рынка?
Подпишитесь на рассылку!
Наверх