Работаем по всей России
+7 (499) 705-30-10Заказать сайт
Заказать сайт
Подписаться
Поделиться
Подписаться

Нас всех завербовал Яндекс

Поисковые системы давно заставили людей работать на их интересы. Давайте же разберемся. как они это делают.

1. Поисковые системы: сквозное слежение за пользователем

Здесь нужно понимать, что поисковая система не ставит задачу собрать полное досье на конкретного человека: мол, вот есть Василий Пупкин, вот его полное ФИО и дата рождения, вот все адреса почты, вот профили в социальных сетях, вот его физический адрес, номер паспорта, образец подписи, фото… Страшно? На самом деле, чтобы собрать такую информацию, даже не потребуется взламывать личный компьютер человека. Почти каждый из нас регистрируется в социальных сетях (где указывает ФИО, место учебы, работы) и делает привязку аккаунта к своему мобильному телефону (или привязку почты к мобильному телефону). Делает заказы в Интернет-магазинах, где указывает свой реальный адрес. Многие пользуются системами электронных платежей или переводов (Яндекс.Деньги, WebMoney, Рапида, Robokassa, PayPal и т.п.), для чего подтверждают личность (пересылают сканы паспорта). При ежедневной деятельности в онлайне мы оставляем «следы», которые (при желании) могут очень многое рассказать о человеке.
Но сейчас мы говорим немного о другом. Поисковые системы не столько интересуются отдельными личностями (с привязкой деятельности в Сети к реальным ФИО, месту жительства), сколько собирают обезличенную информацию о нас – для того, чтобы улучшить качество поиска. То есть, цель поисковой системы: дать нам (пользователям) более качественную выдачу по тем или иным запросам. Особенно актуально это стало в связи с уменьшением роли ссылочного ранжирования. Значит – настало время разбираться в методиках учёта других факторов.

Как Яндекс может понять, достаточно ли хороша выдача? Допустим, правильно ли сформирован ТОП-10 по какому-то запросу? Конечно же, это можно оценить по ряду показателей. Например, если пользователь вбил запрос, кликнул на первую же ссылку в выдаче, отправился на сайт (на тематическую страницу), провел там 10 минут, в итоге нажал кнопку «Купить», перешёл в корзину сайта и приступил к оформлению заказа - итог налицо. Человек совершил покупку – он достиг цели. Если, «покрутившись» по сайту, он вернулся на страницу поисковой выдачи Яндекса и пошёл на следующий веб-ресурс – значит, с первой попытки цели он не достиг. Человек опять будет разглядывать страницу сайта (уже второго), анализировать предложение и – в конце концов – либо перейдёт в корзину (оставит заявку), либо покинет сайт и вновь вернётся на страницу выдачи Яндекса, чтобы пойти по третьему кругу.
Разумеется, чтобы понять, что некий пользователь совершает все эти действия, нужно проследить весь его путь – от стартовой страницы Яндекса до страницы-корзины сайта (и обратно – в выдачу, если таковое случилось).

Какие инструменты есть у Яндекса для осуществления подобного контроля за человеком в Интернете?
Спешим «взбодрить»: если Вы пользуетесь Яндекс.Браузером, то вообще все Ваши действия в Сети известны поисковой системе :))) Куда бы Вы ни пошли, невидимый «попутчик» фиксирует Ваши перемещения. Однако не надо думать, что корень зла в Яндекс.Браузере. Если Вы используете Google Chrome, все Ваши «телодвижения» – также «на карандаше», только у конкурирующей поисковой системы. Более того, если Вы используете Mozilla FireFox, то – как правило – в ней есть встроенный поиск (либо Яндекса, либо Google). То есть, при Вашем движении по Сети всё равно отрабатывает скрипт, который может передавать поисковой системе обезличенную информацию о Ваших интересах.

Но и этим дело не ограничивается. Как мы сказали выше – контроль тотальный (сквозной):

- Счётчики Яндекс.Метрика, размещённые на сайтах, накапливают информацию: какой пользователь (с каким IP-адресом) пришёл на сайт, откуда пришёл, куда ушёл, сколько пробыл на данном сайте, как перемещался по страницам.
- Яндекс.Бар (инструментальная панель). Используя его, Вы попутно «докладываете» Яндексу обо всех своих ежедневных действиях.
- Виджеты и сервисы Яндекса. Ситуация аналогична использованию Яндекс.Бара.
- Сайты, на которых стоит код РСЯ (для трансляции объявлений Яндекс.Директа). Даже если на таких сайтах нет счётчика Яндекс.Метрика, они (сайты) собирают о пользователях всю необходимую поисковой системе статистическую информацию.
- Счётчики LiveInternet. Они установлены на очень многих сайтах. И могут дать поисковой системе первичную информацию для анализа: откуда пришёл человек, куда ушёл, чем интересовался (поисковые фразы).

К чему это? Давайте пока оставим вопрос без ответа, а просто запомним: поисковые системы из открытых источников могут получить весьма большой объем информации о ежедневной деятельности каждого пользователя Сети.
 

2. Крипта (Crypta), как средство дифференциации всего потока пользователей Сети на сегменты

Технологии Крипта довольно точно определяет пол и возраст пользователя Сети, его (её) интересы, сферу профессиональной деятельности, хобби

----- … Крипта основана на методе машинного обучения Матрикснет. Она учится определять аудиторию, исследуя поведение в интернете её типичных представителей… (с) Яндекс
-----

Крипта - личный детектив ЯндексаКонечно же, если некий пользователь ежедневно интересуется курсами валют и сводкой бизнес-новостей – это одна целевая аудитория, а если ищет «фильмы онлайн бесплатно» и «где скачать реферат» - другая. Подобная сегментация по интересам позволяет сформировать достаточно чёткие группы пользователей, получить представление не только о поле и возрасте человека, часах его активности в Сети, но и о сфере трудовой деятельности, хобби, даже платежеспособности, готовности делать заказы в Интернет-магазинах.

Здесь, кстати, вовсе не обязательно, чтобы наш гипотетический пользователь имел систему Яндекс.Деньги, а поисковая система регулярно «заглядывала» в кошелёк для проверки баланса. Просто, согласитесь, выглядит немного странно, когда человек, который сегодня вбивает в строку поиска «скачать игру бесплатно», «как откосить армию» завтра ВДРУГ начинает вводить запросы вида «купить элитную загородную недвижимость в ближайшем Подмосковье». А если такой пользователь из поисковой выдачи переходит на КОНКРЕТНЫЙ САЙТ и начинает там усердно листать страницы? Конечно, такое поведение навевает определённые подозрения - «искусственный разум» Яндекса начинает задумываться: а не накручивает ли данный конкретный сайт поведенческие факторы? Не собрался ли вылезти повыше в выдаче, приплачивая студентам и школьникам за перемещения по страницам?

И вот теперь настало время переходить к вещам, более важным и близким владельцам коммерческих сайтов. Эта тема интересная, но довольно объемная. Сегодня мы сложили половину мозаики, а полную картину увидим на следующей неделе.

Совет дня. Не нравится сквозное слежение за всеми Вашими действиями в Сети? Используйте анонимный поиск!

Цитата из лицензионного соглашения об использовании Яндекс.Браузера:

5.8. Пользователь настоящим уведомлен и соглашается, что при использовании Программы Правообладателю в автоматическом режиме анонимно (без привязки к Пользователю) передается следующая информация: тип операционной системы компьютера Пользователя, версия и идентификатор Программы, статистика использования функций Программы, а также иная техническая информация.

“...а также иная техническая информация” - при желании, под это определение можно подвести абсолютно любую информацию.

Далеко не каждый человек приходит в восторг, узнав, сколько сведений о нём передаётся “на сторону”, пусть и в обезличенной форме. Возникает опасение, что та же информация может собираться и в других целях, уже с личными данными человека.
Наверное, именно потому в последнее время стремительно растёт популярность анонимных поисковых систем, которые (как утверждается) не накапливают информацию о пользователях Интернета.
Если Вам не нравится слежка, если Вас не устраивает, что фиксируется вся история Ваших запросов - попробуйте использовать анонимный поиск:

www.duckduckgo.com

Теги: Яндекс
В избранное
0
2204
Рекомендуем к прочтению
10 правил продающей карточки товара
Карточка товара может быть простым описанием продукции или эффективным маркетинговым инструментом, повышающим ваши продажи. Мы выбираем последнее! И сегодня расскажем вам, как сделать действительно продающие карточки.
Контент-маркетинг и веб-разработка: создание контента для роста органического трафика
Сегодня поговорим про создание контента, который любят краулеры поисковых систем. Соблюдение всего нескольких основных принципов поможет вам увеличить посещаемость сайта без покупки рекламы. Читайте статью и делайте первый шаг к высоким позициям в поисковой выдаче!
Нейросети на службе у контент-менеджера: реальные возможности и подводные камни
Можно ли уже сейчас использовать нейросети для создания качественного контента? Как еще помогает AI в работе контент-менеджеру и что это больше: тренды или реальная польза? Давайте попробуем разобраться вместе!
Эволюция веб-типографики и ее влияние на читаемость сайта
Типографика — это искусство размещения текста и выбора шрифтов. При грамотном использовании она помогает решать множество задач: от улучшения читабельности статей до подведения посетителя к покупке. Что это такое, почему вам стоит это знать и как использовать полученные знания — обо всем этом поговорим сегодня в нашей новой статье.
Репутация в сети: 5 ошибок, которые будут вам стоить доброго имени
Репутация компании зарабатывается годами, а рухнуть может в считаные часы. Сегодня мы не будем рассказывать о том, как заработать себе доброе имя — это тема для целого цикла статей. Лучше разберем основные промахи в управлении репутацией компании, чтобы уберечь вас от них еще на берегу.
Психология веб-дизайна: как цвета, формы и пространство влияют на восприятие пользователя
Наверняка вы сами хотя бы раз в жизни натыкались на сайт, с которого хочется уйти по непонятным причинам. Вроде бы и стиль присутствует, и нет каких-то очевидных недочетов, но пользоваться им неудобно, долго находиться — неприятно.
Как мы перевозили в Россию Барбару Робертс и Роберта Оппенгеймера
Чем бы занялись в России персонажи двух популярных фильмов? Как бы они стали зарабатывать себе на жизнь, как адаптировались бы? Этими вопросами задалась команда веб-студии Megagroup.ru и в качестве ответа выпустила к Новому году спецпроект «Барбара и Оппенгеймер начинают жизнь в России».
Сайт компании грузоперевозок: что должно быть на сайте, чтобы он приносил доход?
Как бы нам ни хотелось, единых решений для любого бизнеса просто не может существовать. Чтобы сайт был не просто красивым, но и эффективным, важно учитывать особенности сферы деятельности. Рассказываем, что нужно учесть при создании интернет-ресурса для компании грузоперевозок, чтобы сайт не просто работал, но и приносил доход.
Авторизация пользователей через Google, Apple и другие иностранные сервисы запрещена с 1 декабря
С 1 декабря 2023 года авторизация и регистрация на сайтах через Google, Apple и другие иностранные сервисы запрещены. Объясняем, как закон коснется владельцев сайтов и что делать, чтобы не получить штрафы.
Где и как рекламировать бизнес в Интернете?
Мало разработать и опубликовать сайт, надо сделать так, чтобы люди узнали о нем. А значит, грамотно прорекламировать себя в сети. Давайте узнаем, где сегодня можно продвигаться наиболее эффективно.
Свежее Маркетинг Бизнес Новости Управление сайтом
Скопировано
Наверх